Москва - путь к Победе!
1941-1945
«Вечерка» и МТС, в преддверии 75-летия Победы, представляют заключительные публикации нашей исторической акции «Москва. Путь к Победе» и поздравляют всех с наступающим праздником 9 мая!


В год юбилея Победы на страницах газет и в эфире, по традиции, много фронтовых историй. Но жизнь продолжается, даже когда свистят снаряды и разрываются бомбы. Поэтому мы решили вспомнить тех, кто оставался в Москве, поддерживал фронт и сохранял дух столицы, даже когда мир рушился на глазах. Завершают серию рассказов о военной жизни Москвы - свидетельства историков и очевидцев о Центральном парке культуры и отдыха имени Горького, о Большом театре и ВДНХ.


А еще - теперь мы можем вместе с вами "перелистать" страницы дневника военных будней Москвы, составленного из семейных историй и воспоминаний, которые присылали читатели на протяжении всей акции.

Трофеи на набережной

С началом войны большинство сотрудников ЦПКиО имени Горького ушли на фронт, но парк не прекращал свою работу ни на один день. Культурно-просветительские мероприятия сменились военной подготовкой: в парке проводились состязания по метанию гранат, финал первенства Москвы по штыковому бою, обучение противовоздушной обороне и тушению зажигательных бомб.

Для того чтобы поддержать дух бойцов и работников тыла, в 1943 году здесь открылась одна из самых масштабных военных экспозиций в истории страны – постоянно действующая «Выставка образцов трофейного вооружения». Ее задачей было, с одной стороны, наглядно показать военную мощь вермахта и его союзников, а с другой – продемонстрировать превосходство Красной армии, успешно громившей врага.
Москва. Боец войск ПВО на наблюдательном посту на крыше здания. Фото Наума Грановского. Репродукция Фото ИТАР-ТАСС
– Масштабы выставки трофеев войны в ЦПКиО поражали, – рассказывает Артем Голбин, экскурсовод ЦПКиО имени Горького. – Одиннадцать гектаров территории, два больших павильона, открытые площадки, свыше ста экскурсоводов, в основном фронтовиков. В этой уникальной экспозиции были представлены все образцы вооружения, снаряжения и оборудования – от самолетов до передвижных госпитальных рентгеновских установок, от танков до солдатской обуви как Германии, так и ее союзников. Причем большая часть экспонатов была без боевых повреждений и в исправном состоянии. С каждой новой операцией Красной армии число экспонатов на набережной Москвы-реки прибавлялось...

Работа выставки образцов трофейного вооружения широко освещалась в печати. Так, на страницах газеты «Красная Звезда» сохранились впечатления одного из колхозников, побывавшего на выставке 24 июня 1943 года: «Техника у Гитлера значительная, но я походил, посмотрел – выходит, что есть еще крепче, еще сильнее машины, которые разбивают эту силу. Приеду – расскажу всем, что Красная армия не только бьет фашиста, крушит его пушки, танки, самолеты, а и берет их новенькими, целыми».
От аттракциона до наблюдательного пункта

На том месте, где сегодня находится скульптура «Балерина», с 1932 года располагался один из известнейших символов Парка Горького – парашютная вышка. Она представляла собой сооружение высотой 35 метров с площадкой на вершине. По данным американского журнала Popular Science, на март 1935 года это была первая в мире подобная постройка!

– Парашютной ее называли условно: расстояния в тридцать с лишним метров не хватило бы для раскрытия парашюта, – объясняет экскурсовод. – По сути, вышка являлась аттракционом – своеобразной симуляцией прыжка: посетителя пристегивали к муляжу парашюта, и он съезжал вниз по специально натянутому тросу. Для тех, кто уже залез на вершину, но боялся спрыгнуть, был предусмотрен другой путь спуска – вокруг вышки по спирали вилась специальная горка.

Впрочем, во время войны вышке нашлось еще одно применение: она использовалась как наблюдательный пункт. С нее отслеживали подлетавшие к городу немецкие самолеты и подавали сигналы зенитным батареям, расположенным на Крымской набережной. После окончания войны вышка была разобрана: ее деревянное основание к тому моменту пришло в полную негодность.
«Девушка с веслом»

От воздушных налетов фашистской Германии пострадали здания, аттракционы, зеленые насаждения, система Большого фонтана и даже знаменитая скульптура «Девушка с веслом».

По ряду сведений, моделью для девятиметровой скульптуры стала студентка московского физкультурного института Вера Волошина. В 1937 году скульптура была заменена другой версией «Девушки с веслом», изготовленной Иваном Шадром. Моделью второй девушки стала гимнастка Зоя Бедринская. Согласно одной из парковых легенд, во время авианалета в 1941 году бомба попала прямо в «Девушку», и скульптура была полностью разрушена.

Трагичной оказалась судьба первой модели «Девушки», Веры Волошиной. Во время Великой Отечественной войны она ушла в партизаны, служила в одном отряде с Зоей Космодемьянской и была казнена немцами в 1941 году.
Жертва авианалета

Более ста лет назад на берегу Москвы-реки находились цеха Общества механических заводов братьев Бромлей, позже Алексей Щусев перестроил заводской цех в выставочный павильон. А в начале 1930-х архитектор Родриго да Коста реконструировал здание в кинотеатр, ставший, пожалуй, самой красивой крытой киноплощадкой парка и мгновенно получивший признание тысяч горожан. Однако войну киноплощадка, к сожалению, пережить не смогла: немецкая бомба упала прямо в зрительный зал. К счастью, в тот момент сеансов в кинотеатре не было, поэтому никто не пострадал, но восстановить его так и не смогли.

— До сих пор одна из частей здания дирекции, что выходит на Пушкинскую набережную, представляет собой огромную бетонную коробку, оштукатуренную снаружи, с голыми стенами внутри, – заключает Голбин. – Это живой памятник одному из красивейших московских кинотеатров.
Цветное кино о великой армии

Как бы ни было трудно, но все военные годы в парке звучала музыка в исполнении духовых оркестров. Послушать произведения Чайковского, Глинки и Шостаковича столичные меломаны приходили в любое время. А любители книг собирались в читальных залах на литературные вторники, и, несмотря на частые сигналы воздушной тревоги и голос диктора, извещавшего о приближении к городу вражеской авиации, горожане посещали публичные лекции и дневные концерты в Зеленом театре. На кадрах хроники тех лет можно заметить нарядные платья девушек, приходивших на концерты: вера в то, что все когда-нибудь закончится, придавала сил работать и радоваться жизни, несмотря на все сложности.

К слову о хронике. В октябре 1943 года киностудия «Мосфильм» завершила съемку ленты «Трофеи великих битв» о выставке вооружения ЦПКиО имени Горького. Это был первый документальный фильм, созданный по трехцветному методу. С его выходом на экраны трофейную технику, свидетельствующую о наших победах, увидели десятки тысяч людей по всей стране. И этот фильм, по воспоминаниям современников, очень сильно повлиял на настроение как бойцов фронта, так и работников тыла, а значит, стал огромным вкладом в дело Великой Победы.
КСТАТИ
Кроме кинотеатра, еще одной серьезной потерей для парка стал Зеленый театр, сильно пострадавший во время войны. Впрочем, несмотря на бомбежки и авианалеты, и в военное время в театре продолжали идти спектакли. Большая часть постановок была посвящена теме «Все силы – на разгром врага!»

Театр боевых действий

Говорят, поле боевых действий – не место для муз. Если в небе гудят моторы вражеских самолетов и свист сброшенных снарядов сменяется оглушительным грохотом взрывов, в такой обстановке не до искусства. История Большого театра, который в годы Великой Отечественной войны стал символом надежды людей на светлое будущее, доказывает обратное.

Его не зря называют Большим. «Большой» – значит главный. Построенный в конце 1700 годов в самом сердце столицы, переживший два пожара и из-за них перестраивавшийся, не раз попадавший под угрозу закрытия из-за проседающего фундамента, заложенного в XVIII веке, Большой до сих пор считается одним из самых значимых театров оперы и балета в мире. А в годы войны само его существование поддерживало моральный дух не только москвичей, но и всех советских людей.
Аэростат Противовоздушной обороны (ПВО) воздушного заграждения на площади Революции в Москве напротив Большого театра СССР. 1941 г.
Фото: РИА Новости/Владимир Грановский
– Я жил в то время на Брянщине. Когда началась война, мне было 15 лет, – рассказывает заслуженный художник России, ветеран Великой Отечественной Анатолий Фомич Школин. – Москва, Большой театр были для нас чем-то недосягаемым, но я помню, как по радио мы, пацаны, часто слушали оперы, которые ставили в Большом.

За три месяца до начала войны в театре начался капитальный ремонт. Здание опустело, а труппа переехала в филиал (сегодня на этом месте располагается Московский театр оперетты), где давала спектакли.

– После вторжения на территорию нашей страны фашистской Германии советское командование начало принимать срочные меры по маскировке стратегически важных зданий, мостов и предприятий, исторических памятников в Москве, – рассказывает москвовед и историк Филипп Смирнов. – Несмотря на то что город окружили плотным кольцом ПВО, было понятно, что не все вражеские самолеты удастся остановить на подлете. На то, чтобы запутать вражеских летчиков, «отвести им глаза», было положено очень много сил.
Москвичи у филиала Большого Театра. Пушкинская улица. Москва, февраль 1942 года.
Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин
По сути, это была очень смелая и где-то даже фантастическая идея – замаскировать важные городские объекты. Принадлежала она архитектору Борису Иофану. И хоть в верхах она вызвала споры, раздумывать было некогда: немцы стремительно продвигались к Москве. И уже 9 июля 1941 года вышло постановление Государственного комитета обороны «О создании службы маскировки при Московском совете».
Защитная маскировка на здании Большого театра в годы ВОВ. 09.08.1942
Фото: РИА Новости/Александр Красавин
Маскировка - дело хитрое

– В первый раз Москву бомбили 22 июля 1941 года, – продолжает рассказ историк. – Большой театр к этому моменту уже был закамуфлирован. Его попытались спрятать одним из первых, понимая, что здание – огромный ориентир для немецких бомбардировщиков. При помощи красителей и камуфляжные сеток оно было сильно искажено.

Контуры жилых домов с множеством окон на театральных стенах, разноцветные разводы – цитадель искусств растворилась в нарисованных на ее боках декорациях вымышленного города.

Вот как вспоминает, каким был Большой в те годы, председатель Совета ветеранов Южного округа Москвы Владимир Захарович Миронов, который в первые годы войны учился в начальной школе.

– Случилось так, что я две четверти во втором классе прогуливал школу, – говорит Владимир Захарович. – Из-за того, что обиделся на свою учительницу. Я садился на трамвай, который ходил от Даниловского универмага к Госцирку мимо Большого театра. И видел, что театр закамуфлирован, разрисован чем-то зелено-желтым. На крыше что-то вроде сетки было. На пешеходных дорожках в сквере перед ним тоже были нанесены разводы и рисунки, наверное, сверху казалось, что это какие-то постройки.
К сожалению, маскировка Большому не очень помогла. 28 октября 1941 года во время очередного налета на Москву в здание театра попала 500-килограммовая фугасная бомба. Взрывом раскурочило переднюю стену, колонны, карниз, статуи муз у главного входа, а сами входные двери взрывной волной отбросило в зрительный зал.

– Здание театра сильно пострадало, но, несмотря на сложные для страны времена, его начали почти сразу восстанавливать, – продолжает рассказ историк Смирнов. – Большой театр имел огромное значение для поддержания духа и был восстановлен в течение 1942-1943 годов. В то время случилась очень важная вещь – первый перелом в истории Великой Отечественной войны, который взбодрил людей, показал, что угроза если не исчезает, то по крайней мере снижается. Так вот это ощущение в том числе было переосмыслено народом через Большой театр. Не зря реставрационные работы начались практически немедленно после попадания в здание бомбы. Командование понимало: если центр Москвы будет разворочен, начнется паника.
Девушки дарят цветы советским летчикам на площади Революции в Москве. 05.05.1945
Фото: РИА Новости/Михаил Рунов
Сила оперы

А что же театральная труппа? В первый день войны, 22 июня 1941 года, она дала последнюю перед эвакуацией премьеру: оперу Шарля Гуно «Ромео и Джульетта». В октябре 1941 года основная часть театрального коллектива была перевезена в Куйбышев (сегодняшняя Самара), где находилась до июля 1943-го. Оставшиеся в Москве артисты продолжали выступать в филиале театра и даже ставили новые оперы (например, премьера оперы Дмитрия Кабалевского «В огне» 19 октября 1942 года состоялась именно в Москве, в филиале Большого театра).

«Травиата», «Аида», «Кармен», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и другие – деньги, заработанные на спектаклях в Куйбышеве и Москве, артисты перечисляли в Фонд обороны страны на постройку танков и самолетов. Общая сумма сборов с концертов и спектаклей, прошедших в Куйбышеве, составила 1 568 768 рублей.

Когда же труппа вернулась из эвакуации, то на отремонтированной после взрыва немецкой бомбы сцене возрожденного от «ран» театра открыла новый сезон оперой «Иван Сусанин». Ничто не могло так вдохновить горожан, как ее патриотическая тема. Так, начиная с 26 сентября 1943 года и на долгие годы эта символичная опера была главной и открывала новые театральные сезоны.

– Но были еще и уличные действа, – напоминает Филипп Смирнов. – Я имею в виду экспозицию трофейной немецкой техники на площади перед Большим театром. Люди приходили на такие выставки под защитой аэростатов, поднимающихся с Театральной площади в воздух, и могли воочию убедиться в победе советских войск над фашистами, разглядывая огромное количество образцов вражеского вооружения, добытого в боях.
КСТАТИ
Бригады артистов Большого театра побывали с Советской армией на всех фронтах и дошли до Берлина. 5 мая 1945 года они участвовали в концерте Победы у стен Рейхстага. За годы войны артисты Большого дали тысячи шефских концертов и на фронте, и в тылу: в госпиталях, на оборонных предприятиях, призывных пунктах. Работники театра оказывали добровольную материальную помощь раненым, сдавали для них кровь, на собственные деньги оборудовали палаты в госпиталях. Всего более трех миллионов рублей личных сбережений они безвозмездно отдали на постройку танков и самолетов.

Зенитки во ржи

История Выставки Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ) – замечательный пример того, как грандиозный проект идеологической пропаганды в экстренной ситуации обернулся практической пользой. Задуманная как «песнь» советской власти, в годы Великой Отечественной войны территория ВДНХ превратилась в щит Москвы от авиации люфтваффе.

Огороженная гигантская территория, куда не ступит нога ни одного зеваки, спрятанные в футлярах из досок скульптуры, заколоченные фонтаны, затянутые темным брезентом павильоны – ВДНХ (тогда она называлась ВСХВ – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) распоряжением Совета народных комиссаров закрылась 1 июля 1941 года, проработав с начала нового выставочного сезона месяц и пять дней.

Этот сезон был всего третий по счету: выставку торжественно открыли за два года до начала Великой Отечественной войны, в 1939-м, но за это время она стала одним из главных событий в жизни страны. Своеобразным символом достижений прогрессивной коллективизации, которая, как сказал на открытии ВСХВ один из высших партийных руководителей Вячеслав Молотов, за 20 лет советской власти сумела возвыситься над «мелким единоличным хозяйством».

– Кстати, тогда еще не думали, что ВСХВ будет вечной выставкой, ее открывали как временную, – уточняет москвовед и историк Филипп Смирнов. – Поэтому первые постройки были деревянные.

250 павильонов выставочного городка, аллеи, пруды, макеты новых деревень, посевы новых сортов злаков, загоны для скота, общая площадь в 136 гектаров – участвовать в выставке было почетно. Ведь сюда со всех концов Советского Союза съезжались передовики-аграрии, добившиеся высших показателей в животноводстве и растениеводстве. За свой труд и успехи, лучшие хозяйства получали от Главвыставкома награды: за диплом первой степени – 10 тысяч рублей и автомобиль, второй – 5 тысяч рублей и мотоцикл. Только в первый выставочный сезон экспозиции посетили 3,5 миллиона гостей!
Москва. Вид на улицу Охотный ряд с крыши гостиницы "Москва". Репродукция Фото ИТАР-ТАСС
Чужие здесь не ходят

– Когда началась война, территория ВСХВ вымерла, – вспоминает Юлия Ивановна Кувшинова, которая в ту тяжелую пору, когда столица подвергалась вражеским налетам, находилась в Москве. – Все было законсервировано.

«Экспогигант» свернулся за считаные дни: скот, привезенный хозяйствами на выставку, был отправлен в совхоз «Быково» Подольского района, некоторые ценности оказались в распоряжении военных и партийных организаций. Фотолабораторию, архивные материалы и библиотеку ВСХВ перевезли в Челябинск. Часть сотрудников выставки эвакуировали в Омск, 260 ее работников ушли на фронт, пополнив ряды 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения (127 из них погибли в ходе войны).

– На территорию ВСХВ никто из гражданских не совался, – говорит Юлия Кувшинова. – Там стояли зенитки, дежурили воинские подразделения.

Одними из немногих людей без погон, имевших доступ в 1941-м на ВСХВ, была съемочная группа, работавшая над фильмом «Свинарка и пастух», в котором режиссер Иван Пырьев воспевал дружбу народов. Среди декораций почти вымершей выставки, по указу Иосифа Сталина, снималось самое оптимистичное кино начала 1940-х годов.

– Естественно, виды ВСХВ буквально въелись в мозг советских граждан через этот фильм, – говорит историк.
Новые достижения

Когда ВСХВ законсервировали, ее огромная территория была поделена на сектора, в которых расположились войска противовоздушной обороны (ПВО).

– Это было сделано не случайно, – поясняет москвовед Смирнов. – Главное командование рассчитало, что фашистские эскадрильи, вылетевшие с аэродрома подлета в Смоленске на Москву, не сумев пробиться в лоб через Химки, будут подбираться к Кремлю, облетая западные заграждения, ориентируясь по руслу реки Яузы. В результате вся территория ВСХВ была «обложена» зенитными батареями. Таким образом она выполняла роль заградительного щита. Размещенные здесь батареи постоянно передислоцировались по большой площади выставочного комплекса, чтобы немец не мог определить, откуда точно ждать заградительного огня.

Кроме того, на ВСХВ разместили цех по ремонту мотоциклетной техники, которая в то время была главной прорывной силой. Здесь, на конвейерах, которые не останавливались ни днем, ни ночью, ремонтировали мотоциклы, вышедшие из строя, пострадавшие от снарядов противника, снаряжали их новым вооружением и эшелонами отправляли обратно на фронт. В сутки – до 60 штук. А еще говорят, что на огромной закрытой территории ВСХВ в годы войны располагалась разведшкола. Здесь летом 1942 года будущие молодые разведчики отрабатывали технику ведения боя в городских условиях, в том числе в тылу врага, а также проведение диверсий: павильоны играли роль домов. Штаб НКВД, отвечающий за тренировку новичков, располагался в павильоне «Главликерводка».
Территория запустения

Притом что ни один снаряд во время налетов на Москву немецкой авиации не попал на территорию выставки, к окончанию войны она пришла в полную негодность и обветшала. Деревянные павильоны без фундаментов начали разрушаться и едва держались, несущие конструкции пожирал грибок, обшивка подгнивала. Несмотря на то что еще в 1941 году на ВСХВ начали водить на экскурсии школьников, которым показывали кормленый скот и птицу, составлявшие временную экспозицию, в целом комплекс представлял собой удручающую картину.

– Представьте себе: огромная территория, на которой стоят невостребованные, непосещаемые, неотделанные павильоны, которым изначально-то не отводилась долгая жизнь и которые за годы войны, без ухода и ремонта, пришли в полную негодность, – рассуждает историк Смирнов. – В 1947 году затеяли их переделку, но управились только к 1954 году. И то не до конца. А реальный перезапуск ВДНХ случился за год до Фестиваля молодежи и студентов, в 1956-м. Потребовалось более десятилетия, чтобы перемолоть все то военное наследие.
Made on
Tilda