Москва - путь к Победе!
1941-1945
В год юбилея Победы на страницах газет и в эфире будет много фронтовых историй. Но жизнь продолжается, даже когда свистят снаряды и разрываются бомбы. Поэтому мы вспоминаем тех, кто оставался в Москве, поддерживал фронт и сохранял дух столицы, даже когда, казалось, мир рушился на глазах. Сегодня мы рассказываем о том, какую роль в самые трудные для города годы сыграл Московский метрополитен.

Мы составим дневник военных будней Москвы из сохранившихся фронтовых писем или воспоминаний о жизни в военной Москве.
Присылайте свои семейные истории на почту 75let@vm.ru.

Проведем экскурсии на предприятия города, которые были тогда и по сей день остаются символами Москвы и расскажем о малоизвестных страницах московского быта в 1941–1945 гг.

Следите за нашими анонсами!

Станции Победы

Место встречи - Белорусский вокзал

Белорусский вокзал — один из самых старых вокзалов Москвы. Он появился на карте столицы во второй половине XIX века, когда в городе начали строить железную дорогу до Смоленска. Первое здание вокзала соорудили в 1860 году, но не его сейчас видят москвичи: нынешний Белорусский вокзал, в форме открывающихся ворот, был построен в начале XX века. В 1910 году на месте морально устаревшего двухэтажного здания красного кирпича открыли сначала правое крыло обновленного вокзала, а через два года было построено и его левое крыло. Уже в годы Первой мировой Белорусский вокзал стал главным военным вокзалом столицы: с него уходили поезда с оружием, провизией и «живой силой». А спустя годы вокзал подтвердил это звание, военного. И как же много драматических страниц истории, человеческих трагедий и радостей, встреч и проводов связано с ним...

— Если можно так сказать, Белорусский вокзал ближе остальных московских вокзалов находится к Европе. Это крайняя точка к западному миру. У него изначально было стратегическое значение, — говорит историк, культуролог и москвовед Филипп Смирнов. Белорусский вокзал — это дверь в Европу.
У Победы уставшие глаза

Самый западный из столичных, Белорусский вокзал не зря называют вокзалом Победы: именно отсюда в годы войны увозили эшелоны на Западный фронт солдат, сюда привозили раненых, и, что самое главное, сюда возвращались из Берлина с Победой наши деды. Тот самый день, 21 июля 1945 года, когда главный эшелон с демобилизованными, украшенный транспарантом «Мы из Берлина» прибыл на Белорусский вокзал, навсегда вошел в историю как день торжественной встречи победителей. Он врезался в генетическую память каждого из тех, кто хотя бы раз видел фотографии хроники Великой Победы. Давайте посмотрим на эти снимки глазами историка Михаила Коробко.

— Все знают эти фотографии, сделанные в июле 1945 года, — говорит Михаил Юрьевич. — На них запечатлен образ настоящих воинов-победителей. И я бы сказал, что эти снимки, как ничто иное, иллюстрируют всю военную историю Белорусского вокзала. Кого-то удивляет иногда, что среди воинов на фото есть люди с бородами, хотя в армии, как известно, бороды запрещены. Но ничего удивительного в том нет. Если обратить внимание на возраст первых демобилизовавшихся воинов-освободителей, которых с таким размахом встречали на Белорусском вокзале, то можно заметить, что большинство из них люди, как правило, не молодые. Это значит, что первый приказ о демобилизации вышел, когда домой отправляли лиц непризывного возраста. То есть тех, кого по разным причинам в мирное время в армию не взяли. Очевидно, что многие из тех, кого мы видим на снимке, прошли еще Первую мировую, а, возможно, и Русско-японскую войну. И именно поэтому мы видим эти бороды на фотографиях, ведь ветераны, благодаря своему возрасту, опыту и авторитету, не будем лукавить, могли себе позволить какие-то определенные вольности. И отсюда этот образ — он вроде бы неуставной, но очень душевный образ советских солдат-победителей. Образ заслуженных людей, побывавших не на одной войне. Они, эти потертые, но не сломленные боями мужики с морщинами вокруг глаз, и олицетворяют собой Победу, и вместе с ними — тот самый Белорусский вокзал, через который в Москву возвращались победители.
Площадь Белорусского вокзала в Москве, 1939 год.РИА
На рубеже времен

Первые эшелоны с советскими воинами-освободителями начали прибывать в столицу уже в мае 1945 года. Их встречала вся Москва. Но в тот день, когда город ждал «Поезд Победы», привокзальная площадь превратилась в человеческое море. Сотни тысяч ликующих и благодарных людей приветствовали вернувшихся на родину бойцов.

— При том, что на этом месте и раньше торжественно встречали победителей _ например, в 1814 году у Тверской заставы была сооружена триумфальная арка, через которую маршировали полки, вернувшиеся из Франции после победы над Наполеоном, — но ни до, ни после площадь не видела такого количества людей, как 21 июля 1945 года, — рассказывает москвовед Филипп Смирнов. — Люди стеклись со всей Москвы, они залезали на крыши домов поблизости, чтобы поприветствовать эшелоны.

…Для довольно большого числа людей замечательный фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», который вышел намного позже, в 1970 году поэтизировал это здание, превратив в знаковую точку, где собираются фронтовики спустя годы войны. И благодаря этому фильму Белорусский вокзал приобрел некоторого рода рубежность, став разделом между военным прошлым и мирным настоящим.


Музыка в камне

Есть и еще один символ, который связывает Белорусский вокзал с военными тяжелыми годами. Именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война». Это случилось 26 июня 1941 года. Участники Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР под руководством Александрова исполнила ее перед красноармейцами, уезжающими на фронт. Причем исполнили пять раз! Сегодня об этом событии напоминает барельеф, который торжественно водрузили у главного входа на вокзал в 2005 году.

— Хочу добавить, что немцы, конечно же, знали о стратегической значимости Белорусского вокзала, и поэтому он активно подвергался воздушным налетам, — говорит историк Филипп Смирнов. — Наши силы серьезно защищали объект, строили заградительные сооружения.

Пару лет назад в Воинском зале Белорусского вокзала открылся небольшой исторический музей, где хранятся документы и фотографии времен Великой Отечественной. А еще на территории Белорусского вокзала есть скульптурная композиция, посвященная добровольцам, уходящим на войну, и их верным женам, которые ждали солдат с фронта. К слову, с монументом не все так просто. Его открыли в 2014 году в честь марша «Прощание славянки», написанного в 1912-м композитором Василием Агапкиным. Начавшая свою историю во времена Первой мировой, эта трогательная и величественная мелодия стала любимой у солдат в годы Великой Отечественной.

И снова две войны, две эпохи слились на Белорусском вокзале воедино. Место встречи изменить нельзя. Оно здесь, на Белорусском вокзале.

Подземный город

Появившийся на карте Москвы в 1935 году, метрополитен видел всякое, но годы Великой Отечественной — это отдельная глава в книге о буднях столичной подземки. В то нелегкое время было стратегически важно открывать в столице новые станции, поражающие архитектурой и помпезностью.

Такой размах вызывал у каждого москвича, оставшегося в городе, чувство гордости, вселял уверенность в то, что советскому человеку подвластно все.
— Когда открывалась очередная станция — это было счастье, — вспоминает ветеран метрополитена 90-летняя Юлия Ивановна Кувшинова, которая родилась и выросла в Москве и проработала в подземке диспетчером движения 56 лет, с 1946 по 2002 год— Какие красивые, эти станции, открытые в годы Великой Отечественной войны. Смотришь, бывает, сейчас на панно, на архитектуру и думаешь, в такое тяжелейшее время, а такую красоту построили! Значит, можем!




Пробный поезд на станции «Завод имени Сталина», 31 декабря 1942 года. Общ.дост
Стройка под обстрелом

Накануне войны в столичной подземке была 21 станция на трех линиях — «Сокольники» — «Парк культуры», «Киевская — Курская», «Сокол — Площадь Свердлова» (нынешняя «Театральная»). Но уже в 1943 году открылись «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (сейчас — «Автозаводская»), а в 1944 метрополитен пополнился еще четырьмя станциями: «Бауманской», «Электрозаводской», «Сталинской» (переименована в «Семеновскую») и «Парком культуры имени Сталина» (сейчас — «Измайловская»). Кольцевую линию тоже начали строить во время войны, но первую очередь кольца смогли открыть только в 1950 году.

— Когда развернулись стройплощадки, мы, дети, а мне в 1942-м было 12 лет, бегали туда, собирали обломки досок, какие-то коробки, а потом топили ими в школе печку. Днем после уроков помогали госпиталям — латали одежду раненых, сматывали в рулоны стиранные и продезинфицированные бинты, потому что уже в 1942-м их в Москве не хватало, а вечерами ходили на субботники в метро.

Задумка была другой

Изначально главное городское «подземелье» задумывалось стратегами не только как прогрессивная система внеуличного городского транспорта, но и как укрытие. Правда, не от бомбежек, а от газовых атак.

— Если посмотреть на интерактивную карту метро, на которой отмечена глубина расположения станций, очевидно, что метро в 1930-х не видели именно как бомбоубежище, — поясняет историк, москвовед Филипп Смирнов. — Военные теоретики в то время предполагали, что враг быстро не доберется до Москвы. Не было смысла сильно заглублять станции. А вот делать тоннели с небольшим изгибом — смысл как раз был. Газ заполняет помещение медленно, и по изгибающемуся тоннелю у человека больше шансов добежать до собственно убежища, защищенного гермозатворами. Сейчас такие затворы тоже есть. Обратите внимание на большие фальш-панели около метра шириной, расположенные сразу после эскалаторной группы: за ними скрываются те самые многосоставные герметично закрывающиеся ворота. В 1930-е стратеги предполагали, что, если будет война, в ней будут использоваться шпионские технологии. И если так, то на нас как могут напасть? Атаковать газом.
Центральный зал.Новокузнецкая. 1940-е. Общественное достояние

Понимание технологий самолетостроения в те годы приводило к тому, что никто особо не боялся, что бомбардировщики долетят до Москвы. А вдруг оказалось, что через месяц после начала войны немец стоял едва ли не на пороге столицы. Эта неожиданность привела к появлению у метро дополнительной функции — бомбоубежища.
Станция Сталинская (Семеновская). mosmetro.ru
Дом ниже уровня моря

Учебные тревоги в городе начались сразу после объявления войны. Властям было важно не допустить хаоса, когда начнутся настоящие налеты. Поэтому, когда 22 июля 1941 года фашистские бомбардировщики впервые появились в небе над Москвой, масштабной паники удалось избежать. Жители вели себя организовано, а работники метрополитена действовали по уже отработанной схеме: проверяли документы, чтобы на стратегический объект не проникли диверсанты, проводили — кого в туннель, где были оборудованы нары и лежаки, кого размещали на раскладушках в вагонах и на платформах.

— Метро в то время работало до 18 часов. А после прекращалось движение, с контактного рельса снимали напряжение и на станции пускали людей в укрытие, — рассказывает Юлия Ивановна. — Тех, кто мог двигаться нормально, укрывали в тоннелях, детей, беременных женщин и стариков оставляли на платформе и в среднем зале. Для них ставили раскладушки. Остальных по сходным устройствам с платформы спускали на пути и размещали на нарах и настилах. Все делали женщины, работающие в метро. И сходни деревянные тяжелые, которые только вчетвером можно было поднять, устанавливали, и каждого спускающегося за руки поддерживали, раскладывали лежаки. Кстати, когда я сразу после войны пришла работать в метрополитен, эти сходни на станциях еще лежали. Их много-много лет не разбирали. На всякий случай. Налеты били частые, и в таком режиме метрополитен работал до 1943 года, до тех пор, пока немцев не начали отгонять от Москвы и пока наши новые самолеты не полетели в их сторону.


Измайлово. СССР. Москва. 1945 г. Поезда на станции метро Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина
Как в сталелитейном цеху

Известно, что во время бомбежек в метрополитене скрывались до полумиллиона человек. Люди проводили под землей до 12 часов, и поэтому важно было обеспечить их самым необходимым. В метро была организована больница, установлены фонтанчики с питьевой водой и туалеты, здесь даже работали молочная кухня и библиотека. Мало того, под землей проводились концерты, выставки и партсобрания.

Нагрузка на работников метрополитена была колоссальной. Не зря же им в годы войны выдавали по карточкам увеличенную пайку хлеба — не 400 граммов, как всем служащим, а 700: труд в подземке приравнивался к работе в сталелитейном цехе.

Нагрузка была и на все системы метрополитена. В первые же дни стало понятно, что вентиляция не справляется, ее спешно пришлось усовершенствовать. При этом вентиляционные киоски всегда были под наблюдением: даже во время бомбежек возле них, на поверхности, стояли посты, которые находились на постоянной телефонной связи с «подземельем». Стоило возле вентиляции возникнуть пожару из-за сброшенной с неба «зажигалки», дежурные тут же звонили вниз, и на поверхность поднималась бригада, чтобы быстро потушить огонь, не дав ему зачадить вентиляцию. Можно сказать, что от качества телефонной связи тогда зависели жизни сотен тысяч человек.

Станция метро Бауманская. СССР. Москва. 1 января 1945 г. TASS.Archive
КСТАТИ
В октябре 1941 года было принято постановление «Об эвакуации столицы СССР». Согласно ему, метрополитен должен был быть затоплен. Утром 16 октября метро закрыли для пассажиров. Однако правительство страны поспешило отменить свое решение, поняв, чем грозит городу уничтожение метрополитена. Таким образом, 16 октября 1941 года — единственный день, когда метро в Москве не работало. Всего за сутки подземку вернули к «жизни», по рельсам снова начали курсировать поезда.
Made on
Tilda